Он зажигал первые звёзды Эры Свинга 18 декабря 1897 года в городе Гуфберте штата Джорджия родился Джеймс Флетчер Гамильтон Хендерсон-младший (James Fletcher Hamilton Henderson, Jr.) – пианист, бэнд-лидер, аранжировщик и композитор, ставший одной из важнейших фигур Эры свинга и биг-бэндов. По его влиянию на развитие джазовой оркестровой стилистики Хендерсона сравнивают с самим Дюком Эллингтоном. «Бэкграунд» Хендерсона не очень располагал к музыкальной карьере: он изучал химию и математику в Университете Атланты, а в 1920 году приехал в Нью-Йорк, чтобы получить степень магистра по химии в Колумбийском Университете. Однако найти работу в научной сфере для чернокожего в те дни оказалось практически невозможным, и единственный способ добывать средства к существованию нашёлся в музыкальной компании “Pace-Handy”, где Флетчер стал работать «демонстратором песен» (обычно это были пианисты и/или вокалисты, исполнявшие музыку для покупателей в нотных магазинах, чтобы те лучше представляли, что покупают). Владелец компании вскоре организовал лейбл “Black Swan”, и Хендерсон, который умел играть на фортепиано в разных стилях, но на довольно базовом уровне, в большей степени проявил себя как прекрасный организатор, собирая различные составы, чтобы аккомпанировать блюзовым певцам (он особенно часто работал с Этель Уотерс и Бесси Смит). Свою первую запись в качестве лидера Хендерсон успел сделать уже в 1921 году, но свой первый настоящий постоянный биг-бэнд собрал в январе 1924-го. Используя прогрессивные по тем временам аранжировки Дона Редмана, Флечер быстро поднялся на вершину успеха. Между 1923 и 1924 годами он сделал множество записей, и в этих ранних работах чувствовалось его стремление к чему-то принципиально новому – не сказать футуристично-странному, а также явный упор на высокий уровень мастерства музыкантов, – но при всем этом в стилистике исполнения оркестра сохранялись характерные для раннего джаза стаккато-фразировки. Зато уже с конца 1924 года, когда к коллективу присоединился Луи Армстронг. а Дон Редман начал создавать более «свингующие» аранжировки, у «Оркестра Флетчера Хендерсона» больше не было настоящих соперников – вплоть до «пришествия» в мир большой музыки Дюка Эллингтона в 1927 году. В то время Хендерсон уже успел сменить клуб “Alabam”, где довольно долго играл, на очень престижный зал “Roseland Ballroom”, однако его не слишком большая забота о коммерческой стороне успеха привела к тому, что записывался его звёздный оркестр слишком редко – даже находясь на пике своей популярности (1927-1930 годы). После того как из оркестра ушел Редман, над аранжировками какое-то время работали Бенни Картер и младший брат Флетчера, Хорас, а затем в начале 30-х уже сам Хендерсон проявил себя как блестящий аранжировщик. Но всё же усиливавшиеся проблемы Великой депрессии, растущая конкуренция с другими биг-бэндами, несколько неудачных бизнес-решений и уход одного из ведущих солистов, Коулмена Хокинса, привели к тому, что в начале 1935 года Хендерсону пришлось распустить бэнд. И уже начиная с 1934 года он отдавал многие из своих лучших аранжировок новому оркестру Бенни Гудмана (включая "King Porter Stomp", "Sometimes I'm Happy" и "Down South Camp Meeting"), и, по иронии судьбы, записи этих и других работ Хендерсона в исполнении биг-бэнда Гудмана становились суперпопулярными хитами, сам Гудман был провозглашен «Королем свинга», а имя Хендерсона оставалось практически неизвестным широкой аудитории. В 1936 году Флетчер собрал новый оркестр и сразу же записал очень успешный хит, "Christopher Columbus", однако через три года и этот биг-бэнд прекратил свое существование. Затем Хендерсон работал уже штатным аранжировщиком у Гудмана и даже несколько месяцев играл в его секстете (хотя игра Хендерсена на фортепиано оставалась очень средней). И это, кстати, было чуть ли не первым случаем, когда «белый» оркестр нанял «черного» музыканта, и тот появлялся с белыми во время выступлений. Хендерсон продолжал бороться за место на сцене в течение всех 40-х, время от времени возглавлял разные составы (включая один особенно интересный в середине 40-х – тогда он использовал несколько аранжировок молодого Сана Ра), несколько раз вновь работал с Этель Уотерс, сопровождая её в турах. В 1950 году Хендерсон создал прекрасный секстет в партнерстве с Лаки Томпсоном, однако затем перенес инсульт, который, к сожалению, лишил его возможности заниматься музыкой. Немного позже, в 1952 году, последствия этого удара оборвали и жизнь музыканта. Помимо всего прочего, Флетчер Хендерсон был известен тем, что обладал потрясающим чутьем на таланты: между 1923 и 1939 годами через его оркестр прошли практически все лучшие музыканты того времени, вскоре ставшие звездами, включая трубачей Луи Армстронга, Джо Смита, Томми Ладниера, Рекса Стюарта, Бобби Старка, Кути Уильямса, Реда Аллена, Роя Элриджа, тромбонистов Чарли Грина, Бенни Мортона, Джимми Харрисона, Сэнди Уильямса, Джека Хиггинботэма, Дики Уэлса. У Хендерсона играли кларнетист Бастер Бэйли, саксофонисты Коулмен Хокинс, Бен Уэбстер, Лестер Янг, Чу Берри, Бенни Картер, Рассел Прокоп, Хилтон Джефферсон, контрабасисты Джон Кирби и Израэл Кросби, барабанщики Кайзер Маршал, Уолтер Джонсон, Сид Кэтлэтт. В качестве приглашенного гостя с оркестром также выступал и записывался пианист «Фэтс» Уоллер. По сути, Флетчер Хендерсон был руководителем первого афроамериканского биг-бэнда 1920-х, причем коммерчески самого успешного. А в 1930-х, став востребованным композитором и аранжировщиком, он смог почувствовать витавшие в воздухе тенденции и претворил их в мягкое звучание оркестра, которое можно считать одним из источников зарождения всей Эры свинга. Ольга Дюдина © #FletcherHenderson #JazzArranger #OlgaDyudina #18DecemberJazz #JazzCalendar #Swing #JazzBandLeader #BigBandJazz

Теги других блогов: джаз биг-бэнд Эра свинга